Баурова Н.И.

Работа над ошибками при использовании клеев и герметиков

        От ошибок никто не застрахован. Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Преобладающее количество отказов узлов, восстановленных с использованием клеев и герметиков, связано не с плохими качествами материалов (хотя и такое бывает), а с ошибками при их использовании. Предлагаем вашему вниманию рейтинг самых распространённых ошибок, которые допускают при использовании клеев и герметиков при ремонте автомобилей и способы их решения.
        Ошибка 1: Чрезмерное нанесение клея на восстанавливаемую поверхность.
        Правильное решение: Это не тот случай, когда количество переходит в качество. Скорее наоборот. Избыточная толщина клеевого шва приводит к прямо противоположному результату. Особенно это актуально для силиконовых формирователей прокладок. Если при использовании эпоксидных материалов избыточное нанесение клея не оказывает влияния на прочность, а лишь увеличивает продолжительность отверждения, то при использовании силиконовых герметиков (формирователей прокладок) избыточное нанесение материала на восстанавливаемую поверхность приводит к тому, что клей не набирает заданную прочность. Кроме того, выдавленные из стыка излишки герметика могут перекрыть масляные каналы. А это уже грозит дорогостоящим ремонтом! В большинстве случаев без специального оборудования добиться оптимальной толщины клеевого шва практически невозможно. При отсутствии специального оборудования желательно выбирать герметики, упаковки которых снабжены коническим наконечником. Так например все формирователи прокладок американской компании DoneDeal имеют специальные наконечники, которые позволяют без особых усилий наносить необходимое количество герметика: ни больше, ни меньше. Благодаря уникальной конической форме наконечники не только четко дозируют герметик, но и создают оптимальную ширину герметизирующей прослойки. Достаточно лишь, надавливая на тюбик, перемещать наконечник по поверхности.
        Ошибка 2: Недостаточная подготовка поверхности.
        Правильное решение: При использовании большинства клеев прочность восстановленного узла более чем на 70% зависит от качества подготовки поверхности. Присутствие грязи, легко отслаивающихся элементов краски, ржавчины, окислов, масла и влаги препятствует контакту клея с восстанавливаемой поверхностью. Поэтому перед нанесением большинства клеев сопрягаемые поверхности следует тщательно очистить и обезжирить. Если у вас нет возможности подготовить поверхность, следует использовать материалы, которые обладают хорошей адгезией к влажным и замасленным поверхностям, содержащие специальный полимер с высокими проникающими способностями и преодолевающий антиадгезионный барьер грязи (например, «Полирем», Супершпатлевки DoneDeal, и др.). Молекулы полимера обволакивают антиадгезионные частицы и препятствуют их контакту с адгезионно активными компонентами клея. Достаточно лишь отрезать необходимое количество состава, тщательно размять его руками и далее действовать, как пластилином.
        Ошибка 3: Выбранный материал не соответствует условиям эксплуатации.
        Правильное решение: При выборе ремонтного материала необходимо учитывать ряд параметров: диапазон рабочих температур, стойкость к воде, маслу, топливу, техническим жидкостям, наличие силовых, ударных и вибрационных нагрузок. С этой точки зрения автомобиль – сочетает в себе все факторы, негативно воздействующие на прочностные характеристики клея. Поэтому не все материалы бытового назначения могут использоваться при ремонте автомобиля. Как известно, даже если дать корове шоколад, из нее не выдоишь какао. Так и с клеем. Если материал не обладает набором определённых свойств (даже при высоких прочностных характеристиках), он не способен обеспечить качественный ремонт.
        Ошибка 4: Нарушение пропорций при приготовлении клея.
        Правильное решение: Эта ошибка актуальна для двухкомпонентных составов. На прочность клеевого шва помимо заявленных свойств материала и качества подготовки поверхности, оказывает влияние пропорции приготовления клея (избыток или недостаток отвердителя). Даже при незначительной передозировке отвердителя (несколько миллиграмм) клеевой шов приобретает хрупкость. А при его недостатке клеевой шов, наоборот, становится слишком эластичным. Помимо прочности клеевого шва неправильная дозировка компонентов снижает диапазон рабочих температур восстановленного соединения и устойчивость к воздействию агрессивных сред. Чтобы добиться стабильной прочности клеевого шва, необходимо точно дозировать компоненты. Для избежания этой ошибки (при отсутствии весов для взвешивания компонентов) желательно выбирать препараты в упаковке «сдвоенный шприц». Такой «диспенсер» позволяет точно дозировать компоненты: при надавливании на поршень адгезив и отвердитель выдавливаются в равных пропорциях. Вам останется только перемешать компоненты и нанести на восстанавливаемую поверхность.
        Ошибка 5. Использование металлических предметов для нанесения анаэробных клеев.
        Правильное решение: Анаэробные клеи поставляются потребителям в специальных флаконах с узким наконечником, что делает удобным нанесение клея в небольших количествах. Однако некоторые автолюбители предпочитают наносить клей каким-нибудь подручным способом, например, с помощью выправленной скрепки, а потом с её помощью ещё и пытаются закрыть тюбик с клеем. В этом случае ничего плохого при данном применении клея не произойдет, но в дальнейшем весь тюбик с клеем будет безнадёжно испорчен, поскольку анаэробный клей чувствителен к металлу даже в микроскопических количествах (реакция отверждения начинается если имеется в наличии металл в количествах 10-6 гр) и клей просто испортится. Это произойдёт достаточно быстро, и уже через сутки вы обнаружите, как увеличилась его вязкость, а через неделю «засохнет» весь тюбик.
        Ошибка 6. Сливают в тюбик излишки клея назад во флакон.
        Правильное решение: Так же как и в случае с предыдущим примером это приведет к безнадёжной порче клея и именно поэтому делать этого не следует. Если вам при работе удобнее отлить клей из тюбика, то для этих целей удобнее всего использовать стеклянную тару, а наносить клей с помощью стеклянной или деревянной палочки (зубочистки или заточенной спички). Остатки клея, перелитого в другую тару, ни в коем случае нельзя сливать обратно во флакон, их следует выкинуть.
        Ошибка 7. Пренебрежение требованиями производителя автомобилей.
        Правильное решение: Например, требуется отремонтировать двигатель, оборудованный кислородным датчиком. При выборе герметиков для ремонта двигателя автомобиля, оборудованного кислородным датчиком, следует, прежде всего, обращать внимание на наличие у герметика запаха. Cиликоновые герметики делятся на две группы – кислотные и нейтральные. Первые при полимеризации выделяют уксусную кислоту (её выдает характерный запах), вторые – спирт или кетоксим (запаха почти нет). При ремонте систем связанных по объему с цилиндрами (топливная и масляная система) – можно применить оба типа герметиков. Кислотные герметики (с запахом) должны полностью вулканизироваться (12-24 часа), до начала эксплуатации автомобиля. Нейтральные герметики (без запаха) более удобные и безопасные для использования на автомобилях с нейтрализатором, при их использовании автомобиль можно эксплуатировать через 4-8 часов. Производители автомобилей рекомендуют для ремонта автомобилей с нейтрализатором использовать только герметики без запаха (например, DD6740).