Нерешаемые вопросы, связанные со стандартизацией крепежа, свидетельствуют о распаде системы технического регулирования

13.05.2022

Вопросам стандартизации крепёжных изделий на конференции «Крепёж, Качество и ответственность», прошедшей 27 и 28 апреля в Санкт-Петербурге, было посвящено два выступления.

Генеральный директор ООО «НПЦ Мостов» Агеев В. С. рассмотрел применение высокопрочных болтокомплектов в свете отраслевой нормативной документации.

Он отметил что высокопрочные болтокомплекты по действующим ГОСТ 32484.1 – ГОСТ 32484.6 в настоящее время применяют, в основном, в строительных конструкциях на объектах нефтегазовой отрасли, требующих обязательной международной сертификации. В то же время 50-70 % объёма производства составляют болтокомплекты по ГОСТ Р 52643 – ГОСТ Р 52646, которые были отменены в 2018 году.

Кроме того, было указано на существенные разночтения в имеющихся нормативных документах. В итоге выступления были сделаны следующие выводы:

  • Технические комитеты Росстандарта РФ не имеют доступа к разработке Сводов правил, поскольку последние находится в введении Минстроя РФ
  • Не проводится научная экспертиза проектов ГОСТ и Сводов правил
  • Не проводятся согласительные совещания по проектам ГОСТ и Сводов правил по поступившим от заинтересованных организаций замечаниям
  • Замечания заинтересованных организаций рассматриваются только разработчиками проекта документов, а не согласительными совещаниями
  • Происходит распад системы технического регулирования на сферы влияния отдельных организаций.

Развитию нормативной базы на прогрессивные крепёжные изделия для автомобильных транспортных средств было посвящено выступление, подготовленное Лавриненко Ю. А., заведующим отделом стандартизации продукции АМТС Центра «Стандартизация и идентификация» ФГУП «НАМИ и Шачневым П. Г., директором Центра «Стандартизация и идентификация» ФГУП «НАМИ».

Развитие отечественной нормативной базы – ГОСТ Р на современные крепежные изделия позволяет конструкторам АТС юридически обоснованно и в широких масштабах закладывать в проекты новых конструкций изделий прогрессивные системы крепежа на основе российских стандартов, гармонизированных со стандартами DIN, EN, ISO. На этом основании метизные заводы смогут изготавливать крепежные изделия, отвечающие международным требованиям, тем самым способствуя повышению технического уровня и конкурентоспособности отечественных АТС.

По предложениям ФГУП «НАМИ» в соответствии «Комплексной программой разработки стандартов на изделия автомобильной промышленности на перспективу до 2025 года» утверждённой Росстандартом в марте 2018 года, в Программу национальной стандартизации на 2022 год включена разработка десяти стандартов на основе DIN и ISO. Росстандарт принял решение разработку этих стандартов выполнить «за счёт собственных средств ФГУП «НАМИ», т.е. без бюджетного финансирования.

Ближайшей задачей по стандартизации современных систем крепежа для отечественной автомобильной промышленности должна быть активизация и расширение работы подкомитета Технического комитета по стандартизации ТК 056/МТК 56 «Дорожный транспорт» по развитию нормативной базы на крепёжные системы, основанной на международных и европейских стандартах DIN, EN, ISO.

Указанные работы требуют бюджетного финансирования, так как за счёт собственных средств ФГУП «НАМИ» их выполнить невозможно.