Важная тема. Приглашаем к обсуждению

Крепёж по DIN завоевал Россию. Что дальше?

В перестроечные годы в Россию из-за рубежа хлынул поток блестящих болтов, гаек и другого крепежа, выполненного согласно DIN. Продавцы и покупатели изучали таблицы крепежа с незнакомыми нормативами DIN, а потом находили соответствие или несоответствие российским стандартам.

И сегодня в большинстве наших российских магазинов и в торговых компаниях предлагается крепёж с указанием номеров по нормативным документам Германии – DIN. На российских предприятиях и стройках стали применять такой крепёж.

Возникает вопрос: насколько это правомочно? Неужели во многих компаниях имеются актуализированные издания по DIN-ому крепежу? Неужели в России существуют лаборатории, которые проверяют предлагаемый крепёж на соответствие DIN и выдают соответствующее заключение?

Конечно, к компаниям из Германии, которые работают в России, таких вопросов нет. Для них предложение такого крепежа вполне естественно.

Если следовать букве закона, нужно отметить, что применение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств регулируется:
— Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
— ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»;
— порядком и условиями применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств (утверждены приказом Росстандарта от 5 мая 2016 года № 546).

В соответствии с этими документами к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
— международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
— надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учёт национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

При этом стандарты международных и национальных организаций по стандартизации защищены авторскими правами, которые необходимо соблюдать пользователям стандартов.

В части стандартов EN – каждая страна Европейского Союза должна национализировать европейскую норму, приняв её без каких-либо поправок и исправлений и добавив своё предисловие (например, DIN EN – немецкая версия стандарта, ONORM EN – австрийская, BS EN – британская, NF EN – французская и т. д.).

Ненационализированные европейские нормы статуса стандарта не имеют, их нельзя распространять и применять, поэтому применяются DIN EN, BS EN, NF EN и др.

В соответствии с указанными выше документами применение крепежа по зарубежным стандартам определяется порядком и условиями применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных rосударств (текст этого документа приведён ниже).

В настоящее время очень актуально решение вопроса стандартизации крепежа.

По каким стандартам мы будем далее производить, продавать и применять крепёж?

Этот вопрос касается многих.

Такой крепёж хранится на складе в цехе одного из промышленных предприятий Петербурга

Утверждены приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и
метрологии от 5 мая 2016 года № 546

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ
применения международных стандартов, межгосударственных стандартов,
региональных стандартов, а также стандартов иностранных rосударств

1. Настоящие Порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств (далее – стандарты) определяют способы применения стандартов.

2. Стандарты применяются при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществ­лении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации.

3. Условиями применения стандартов в Российской Федерации являются:
а) отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации с аналогичными объектами стандартизации и требованиями, предъявляемыми к ним;
б) соответствие стандартов действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
в) соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту.

5. Стандарты подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов (далее – Фонд стандартов). Решение о регистрации в Фонде стандартов принимает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее – Федеральное агентство) на основании обращения участника работ по стандартизации (далее – обращение заинтересованного лица, заинтересованное лицо).

6. Обращение заинтересованного лица направляется в Федеральное агентство с указанием следующей информации:
а) фамилии, имени, отчества (при наличии), сведений о месте жительства физического лица (индивидуального предпринимателя), сведений о месте нахождения юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтового адреса, по которым должен быть направлен ответ заинтересованному лицу;
б) об объекте применения стандарта;
в) о необходимости применения стандарта;
г) о наличии условий применения стандарта;
д) о сроках применения стандарта.
К обращению заинтересованного лица прилагается копия стандарта и надлежащим образом заверенный его перевод на русский язык, либо прикладывается официальный ответ оператора Фонда стандартов о наличии переводов на русский язык данного стандарта в Фонде стандартов.

7. Федеральное агентство посредством федеральной государственной информационной системы (далее – ФГИС) в течение 5 дней со дня обращения заинтересованного лица направляет запрос о соблюдении (несоблюдении) условий применения стандарта (далее — запрос) в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации.
Технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации посредством ФГИС рассматривает запрос и направляет заключение о соблюдении (несоблюдении) условий применения стандарта (далее – заключение) в Федеральное агентство в течение 14 дней со дня поступления обращения заинтересованного лица.
Федеральное агентство в течение 10 дней со дня получения заключения обеспечивает регистрацию стандарта в Фонде стандартов или отказывает в регистрации стандарта в случае несоответствия требованиям пункта 3, подпунктов «б», «в» пункта 6 настоящего Порядка и информирует о принятом решении заинтересованное лицо в течение 10 дней со дня его принятия с приложением копии заключения.

8. Федеральное агентство обеспечивает доступ заинтересованного лица к стандарту на языке оригинала и его переводу на русский язык в течение срока применения стандарта.