Отверстия под крепёжные элементы должны быть высокого качества

30.01.2014

В Иркутском государственном техническом  университете (ИрГТУ) на базе научно-исследовательской лаборатории «Технологии высокопроизводительной механообработки, формообразования и упрочнения деталей машин» создан опытный участок по обработке композиционных материалов для авиационной промышленности. Участок оснащён современным обрабатывающим и контрольно-измерительным оборудованием известных мировых компаний Recules (Франция), Atlas Copco (Швеция) и BRUKER (Германия).

Актуальность исследований продиктована тем, что в аэрокосмической отрасли увеличивается объём использования композитов и титановых сплавов, обладающих высокими механическими характеристиками. Доля композиционных материалов в современном самолёте достигает 50%.Основным методом для сборки композитных обшивок с металлическим каркасом в настоящее время остаются соединение болтами и клёпка. При этом очень важным фактором является качество выполнения отверстий под крепёжные элементы. Чтобы минимизировать погрешности установки, композитные панели и элементы каркаса, как правило, сверлят совместно в пакете. На Иркутском авиационном заводе (филиал ОАО «Корпорация «Иркут»), где будет происходить окончательная сборка пассажирского самолёта МС-21, обработка смешанных пакетов планируется при стыковке крыльев авиалайнера с фюзеляжем. Предполагается, что крыло будет выполнено из композита, чтобы снизить массу самолёта и сделать его конкурентоспособным. Отверстия в титановой и композитной частях самолёта будут сверлиться теми инструментами и на тех режимах резания, которые сотрудники ИрГТУ сначала отработают в лаборатории. В феврале 2014 года на ИАЗ начнётся монтаж оборудования сборочных автоматизированных линий, где будут выполняться данные операции.

Ранее сообщалась, что проблема при обработке пакетов титан-композит возникает на стыке материалов, отличающихся по свойствам. В этом случае сложно подобрать оптимальный инструмент и режимы резания. Российские авиаконструкторы установили более высокие требования к точности и качеству отверстий в пакетах «титан-композит», чем в компаниях Boeing и Airbus. Для исследований по данной тематике в предыдущем совместном проекте с Корпорацией «Иркут» по изготовлению пассажирского авиалайнера МС-21 (в 2010-2012 гг.) университет привлекал фирмы Sandvik Coromant и Atlas Copco. Благодаря сотрудничеству с данными компаниями учёные ИрГТУ получили определённый опыт и теперь могут самостоятельно проводить сложные исследования Иркутского авиационного завода.