Новое на сайте
Опубликован журнал № 3/2024 и его содержание.
04.10.2024Опубликован журнал № 2/2024 и его содержание.
03.07.2024
Результаты опросов по терминологии
Впереди масштабные изменения, расширяющие полномочия Росаккредитации по борьбе с недобросовестными игроками
В конце июля в базовый закон о национальной системе аккредитации были внесены масштабные изменения, расширяющие полномочия Росаккредитации по борьбе с недобросовестными игроками и упрощающие отдельные административные процедуры. О планах по «зачистке» этого рынка, о повышении ответственности заказчиков и цифровизации «Ъ» рассказал глава службы Алексей Херсонцев. Ниже фрагменты из интервью с ним.
— Какова целевая модель рынка оценки соответствия и как новый закон к ней приближает?
— Наша целевая модель с принятием документа не меняется: мы обязаны сформировать инфраструктуру доверия к результатам работ аккредитованных лиц, чтобы документам на продукцию, выдаваемым этими лицами, доверяли потребители и бизнес. Вторая часть — это обязательная сертификация. Ещё одна наша задача — формирование новых ценностей для бизнеса и для потребителя. Наконец, потребители должны не только верить, что продукция проверена, но и иметь возможность в любой момент убедиться в этом при помощи смартфонов, штрихкодов и других «новинок» цифровой экономики.
— Для этого ведомству необходимо расширение полномочий?
— Когда система реформировалась в начале 2010-х годов, базовый закон об аккредитации писался в логике доверия. Реальность оказалась более суровой. Хотя подавляющее большинство аккредитованных нами лиц действительно вызывают доверие, на рынке оказалось некоторое количество максимально недобросовестных игроков, которые активно пользуются всеми достижениями либерального законодательства. Поэтому в новом законе появился ряд положений, связанных с противодействием уклонению от проверок. Теперь если лицо уклоняется от взаимодействия с нами, мы получаем право сразу же приостановить его аккредитацию — и потом уже разбираться. Второе: говоря о модели рынка, мы должны помнить, что у всех негативных процессов есть заказчики — торговые сети, импортеры. Теперь в законе установлен запрет на рекламу услуг по сертификации либо посреднических услуг, связанных с оценкой соответствия, без ссылки на аттестат аккредитации. На прошлой неделе я направил письма в крупнейшие интернет-компании, обратив внимание, что закон вступил в силу.
— А что с переходом на риск-ориентированный подход и упрощением процедур для добросовестных участников?
— Риск-ориентированный подход — это не просто красивые слова и дань моде, это управление ресурсами на основе анализа данных — а у нас служба в ресурсах как раз весьма ограничена. У нас появилось несколько новелл, позволяющих нам гибче работать с добросовестными аккредитованными лицами. Теперь же мы можем приостанавливать действие аккредитации до устранения нарушений. Еще одно улучшение связано с процедурой первичной аккредитации — при выявлении несоответствий мы сможем не отказывать сразу, а предоставить дополнительный цикл на устранение замечаний.
Ну и самое главное, мы рассчитываем, что в тех сферах, где существуют известные проблемы с недобросовестными лицами, расчистка рынка приведёт к росту заказов и цен на услуги для оставшихся добросовестных игроков.
Полный текст интервью под заголовком «Разрушить кривые схемы можно только закручиванием гаек» - на сайте газеты «Коммерсантъ».