Баурова Н.И., технический консультант
Московское Химическое Общество им. Д.И. Менделеева


Теория и практика склеивания. Три несоответствия

Когда Туполеву А.Н. предложили использовать при строительстве самолётов клеи и герметики он в категоричной форме заявил: «Пока я жив, самолёты клеить не будут». Но уже через два года Туполев поверил в высокую надёжность и долговечность клееных соединений и самостоятельно ввёл в конструкцию своих самолётов клеевые узлы. Несмотря на то, что клеят даже самолёты, многие до сих пор скептически относятся к использованию клеев, полагая, что клеевые соединения недолговечны и быстро выходят из строя. Причина скептического отношения использования клеев при ремонтных работах заключается, прежде всего, в несоответствии теоретических аргументов, тому, что потребитель получает на практике.

Несоответствие первое - прочное
Теория: Клеи обеспечивают высокопрочные соединения и в большинстве случаев могут использоваться как альтернатива традиционным методам соединения (сварка, механическое соединение, и др.).
Практика: В большинстве случаев клеевые соединения часто можно разломать руками, не говоря уж о повышенных нагрузках.
Причина несоответствия: Основная причина этого несоответствия – неправильная подготовка поверхности под склеивание и неправильный выбор клея. Не существует на 100% универсальных клеев. Клеи которые, если верить рекламе, клеят всё – в действительности не обеспечивают достаточную прочность. Для обеспечения максимальной прочности следует выбирать узкопрофильные клеевые составы, предназначенные для склеивания необходимых материалов. Второй момент – подготовка поверхности. При правильном выборе клея, прочностные свойства восстановленной детали на 80% зависят от качества подготовки поверхности. Здесь опять важно не «купиться» на рекламный слоган, что использование данного материала не требует тщательной подготовки поверхности. В данном выражении ключевое слово -«тщательной». При использовании любых клеев необходимо готовить поверхность под склеивание, только для некоторых материалов эта подготовка может быть менее тщательная. А для достижения максимальной прочности необходимо сначала механически путем удалить загрязнения и отслаивающиеся частички, а потом обработать поверхность с помощью обезжиривателей. Причём химическая подготовка поверхности должна проводиться не более чем за 12 часов до нанесения клея (чтобы на поверхности металла не успели образоваться окислы).

Несоответствие второе - дорогое
Теория: Применение клеев один из наиболее дешёвых методов ремонта.
Практика: Эта теория подтверждается результатами многочисленных научных и промышленных исследований. Но у рядовых потребителей ремонт какой-нибудь детали автомобиля с применением клеев зачастую сопоставим со стоимостью новой детали.
Причина несоответствия: Причины две. Первая – несоответствие клея и структуры склеиваемых поверхностей. Наибольший расход клея составляет при склеивании пористых поверхностей – клей легко проникает в поры и требуется наносить несколько слоев. Поэтому для склеивания таких поверхностей следует выбирать клеи с высокой вязкостью или использовать активатор. Активатор наносится на обе подлежащие склеиванию поверхности непосредственно перед нанесением клея и создаёт на поверхности плёнку, препятствующую проникновению клея поры и соответственно значительно (до 40%) снижает расход клея. Вторая причина дороговизны ремонта – неправильный выбор упаковки клея. Наибольшие отходы клея возникают из-за использования крупной фасовки клеев. В больших упаковках клей стоит несколько дешевле, чем в мелкотарированных. В среднем разница в стоимости 100 грамм клея приобретённого в мелкой фасовке и 100 грамм этого же клея приобретённого в крупной фасовке составляет 9-28%. При этом потери на хранение составляют около 35% от общего объёма клея подлежащего хранению, а в ряде случаев и доходят до 100% - то есть весь оставленный на хранение клей не используется в течение срока годности. Большие упаковки клея выгодно приобретать только при большом объёме работ, когда планируется израсходовать всю упаковку. В остальных случаях экономически выгодно покупать мелкофасованный клей. В этом случае вы незначительно переплачиваете за упаковку, но избежите потери клея при хранении. Кроме того, при хранении упаковки клея с нарушенной герметичностью (частично использованной упаковки), свойства клея при хранении ухудшаются. И при повторном использовании этого материала (спустя некоторое время даже в рамках срока годности) прочность склеенного соединения будет хуже.

Несоответствие третье - сложное
Теория: Клеи просты в применении и позволяют получить профессиональное качество ремонта без наличия профессиональных навыков.
Практика: Клей полностью не отверждается, вытекает из швов, конструкция деформируется или разваливается.
Причина несоответствия: Основная причина этого несоответствия – недостаток информации о выбранном материале. Профессиональные навыки для использования большинства клеев действительно не нужны, а вот инструкцию по применению используемого состава прочитать всё-таки необходимо. Процесс склеивания состоит из нескольких важных этапов – подготовка поверхности, приготовление клея, нанесение, монтаж соединения и отверждение клея. В зависимости от типа и марки клея способ проведения этих этапов может отличаться. Для одних материалов необходима химическая подготовка поверхности (с помощью растворителя), для других наоборот только механическая (с помощью шкурки); одни клеи наносят на обе склеиваемые поверхности, другие только на одну; одни клеи после нанесения на поверхность надо некоторое время выдержать, при использовании других – поверхности необходимо соединять сразу после нанесения состава; в одних случаях необходим толстый клеевой шов, в других наоборот – чем меньше клея, тем лучше. Таких нюансов масса, на первый взгляд они кажутся незначительными, но на практике именно от соблюдения этих особенностей зависит качество склеивания. Ничего сложного в соблюдении этих особенностей нет, но надо знать об их существовании. Как говорится, предупреждён – значит вооружен.