Новое на сайте
Опубликован журнал № 3/2024 и его содержание.
04.10.2024Опубликован журнал № 2/2024 и его содержание.
03.07.2024
Результаты опросов по терминологии
Куров А.Н., директор ООО «Параллель»
Импортозамещение на рынке крепежа
Куров Андрей Николаевич – почётный метизник, специалист с 30-летним опытом производства метизов, директор ООО «Параллель» – курирует направление развития крепежного производства Ассоциации «Промметиз», включающей в себя крупнейшие российские предприятия отрасли. |
Сегодня политика государства направлена на снижение зависимости российской промышленности от ввозимых в страну товаров. Покупатели обеспокоены, смогут ли российские производители гарантировать необходимый уровень качества, выдержать сроки, обеспечить поставку по нормальным конкурентоспособным ценам. В то время, когда многие российские компании-производители крепежа только начинают делать первые шаги для создания высокоэффективного производства, ряд компаний, таких как «Параллель», уже обладает необходимым опытом поставок крепежа, соответствующего международному уровню. Своим видением решения проблемы импортозамещения делится один из ведущих специалистов крепёжной отрасли Андрей Николаевич Куров.
Тема импортозамещения на сегодняшний день одна из наиболее актуальных. Очень много разговоров ведётся о том, что необходимо импортозамещение различной продукции. Мы, как производители крепежа, не можем объективно, быстро и однозначно ответить на вопрос об импортозамещении крепежа. Простого ответа на вопрос импортозамещения не может быть по нескольким причинам.
Первая причина: те, кто занимается закупкой крепежа (мы это хорошо знаем по нашему опыту), к глубокому сожалению, очень часто не могут определить свои потребности в крепеже. Вероятно, сказывается нестабильность экономической ситуации – стабильно работающее промышленное производство в России, увы, – большая редкость. Если удастся определить такие потребности промышленных предприятий, мы сможем увидеть дефицит – те позиции, которые поставляются в Россию. На следующем шаге мы (эксперты производителей крепежа) сможем сделать некий аудит и определить, что необходимо для производства этого крепежа – какие технологии, оборудование и прочее. Когда будет сделан аудит, можно будет собрать «виртуально» или другим образом российских производителей крепежа и выяснить, какие у нас есть потенциальные возможности. Нужно будет учесть и фактор времени – через какой период времени мы сможем запустить производство для возможного импортозамещения. Но это касается только производственного оборудования, его номенклатуры.
После этого возникнет другая очень важная часть вопроса: а готовы ли наши российские металлурги дать тот металл и того качества, который необходим для изготовлений разных видов крепежа.Не секрет, мы на своих заводах уже имеем передовое оборудование и технологии производства, но нужного для крепежа металла мы купить не можем в нашей стране.
Требуемые объёмы выпуска крепежа определят парк оборудования и его мощности.Сегодня в России существуют предприятия-изготовители крепежа разного масштаба и разной специфики, способные подключиться к выпуску импортозамещающей продукции. Среди них крупные: ОАО «ММК», ОАО «Северсталь-метиз», ОАО «БелЗАН», т.е. компании с высокой культурой производства, ориентированные на большие объёмы производства. Далее могут включиться предприятия средние, такие как ООО «Параллель», ООО «Технотрон». Эти предприятия «заточены» на мелкосерийное производство. Затем могут быть задействованы предприятия, которые созданы под штучное производство.
При этом нужно иметь в виду, что для производства крепежа определённых промышленных сегментов потребуются отдельные помещения с особыми условиями. За этим последуют и необходимые изменения и дополнения в инфраструктуре.
Конечно, потребуется и соответствующее измерительное и испытательное оборудование.
Кроме того, нужно будет подтягивать к решению вопросов производственные предприятия, которые будут делать оснастку и инструмент для станков. Отмечу, что сейчас в России не решены вопросы ни по метчикам, ни по накатным формообразующим инструментам. Вопросы по инструментальному оснащению, как мы видим, решаются не системно, а стихийно, точнее ситуативно.
Для того, чтобы крепёжной отрасли приступить к решению вопросов импортозамещения, разумеется, нужна уверенность в стабильности курса, выбранного на высшем государственном уровне. Из каких мотивов завтра будут действовать государственные важные чиновники? При организации процессов импортозамещения придётся перемещаться по российским предприятиям, а не путешествовать за границу по служебным делам.
Резюмируя сказанное нужно сказать, что мы, российские производители крепежа, не готовы следовать за голым призывом «Даёшь импортозамещение!» Мы готовы действовать в этом направлении, если наши властные и государственные структуры соответствующего уровня примут решения по базовым вопросам, которые названы в этой статье. Очевидно, для выполнения оборонных заказов должны быть разработаны программы по импортозамещению комплектующих.
Мы можем мобилизовать свои ресурсы и организовать масштабную работу на своём уровне, чтобы обеспечить крепёжными изделиями важнейшие предприятия и отрасли страны. Наши предприятия, как правило, работают открыто и прозрачно, перечисляя в бюджет налоги и создавая новые рабочие места. Разве это не выгодно государству?
Возможно, в итоге такой системной работы образуются и новые кооперативные связи между предприятиями и появятся региональные крепёжные кластеры. Могут уйти в прошлое натуральные крепёжные хозяйства на крупных промышленных предприятиях разнообразного профиля, а отдельные крепёжные производства разного уровня смогут интенсивно развиваться. Количество крепёжных производств может увеличиться многократно, потому что крупным предприятиям невыгодно заниматься широким и постоянно растущим ассортиментом.
Что может быть в противном случае? – То, что всё чаще происходило в стране в последние годы. Кому-то выделяют средства на импортозамещающее производство, а на эти деньги приобретается самая «понятная» простая техника – токарные станки. Потому что в таких случаях главное – освоить выделенные средства и отрапортовать об этом. Это дорога для развития средневековых натуральных хозяйств со станочным оборудованием, это дорога – в тупик, ибо сделать все детали для какой-либо машины на одном заводе сегодня невозможно.
В конечном итоге, в дальнейшей перспективе работа по импортозамещению выгодна всем – и государству, и отдельным собственникам. Вывести работу российских предприятий на уровень лучших мировых, – это не просто замена одной продукции на другую, это выход на глобальные рынки и появление в стране высококачественных отечественных изделий по цене доступной для каждого россиянина.