Импортозамещение. Нужно ли делать автомобили только из российских комплектующих? Можно ли найти хорошего поставщика? Ответы президента Группы ГАЗ Вадима Сорокина

08.01.2018

На эти вопросы отвечает президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин.

Реально, а главное — нужно ли, делать автомобили только из российских комплектующих?

— Нет. Знаний, которые сейчас есть внутри страны, уже недостаточно: например, мы не умеем делать датчики и микросхемы. Кроме того, в России слабая сеть поставщиков: есть положительные примеры, но очень многие не обладают достаточными компетенциями, не могут работать системно...

Как должен работать идеальный поставщик? Возьмём систему выпуска отработавших газов. Мы даём показатели нашего двигателя и показатели, которых нужно достичь. За границей поставщик предложит готовое решение и назовёт стоимость. В России компаний такого уровня практически нет.

Это не их вина! Чтобы стать «системным поставщиком», нужны большие объёмы, которые дадут необходимые средства — на оборудование, на исследования... Этих объёмов нет. И нет доступных кредитов: чтобы брать деньги под 15-16 %, как сейчас предлагают банки, необходимы сверхприбыли, а доходность автопрома — 6-10 %.

— С микросхемами и датчиками понятно. Но, допустим, колёса мы делать умеем или уже разучились? И можно ли вообще найти хорошего поставщика?

— С колёсами есть хороший пример. Крупнейшим поставщиком деталей для автомобилей ГАЗ является собственное автокомпонентное производство, которое пережило серьёзную модернизацию. И не потому, что «так положено», а потому, что конкурентом завода «внутри завода» являются внешние поставщики.

Так вот, при запуске «Газели-Next» тендер на поставку колёс выиграла турецкая компания — она предложила продукцию лучше и дешевле. Пришлось исправлять технологические процессы, чтобы обеспечить достойное качество по низкой цене и вернуть собственную продукцию на конвейер.

Часть поставщиков «перевоспитать» не удалось — пришлось искать других, часто — за рубежом. Или даже «приводить» их к себе на производство: например, не найдя хорошего поставщика качественных болтов и гаек, ГАЗ создал совместное предприятие со шведской компанией Bulten, одним из мировых лидеров по выпуску крепежа.

Таких СП несколько. Это выгодно заводу. Расходы на те площади, которые сегодня занимают производители компонентов, «висели» на заводе: затраты на отопление, охрану... А теперь мы не тратим, а зарабатываем, ведь продукцию СП покупают и другие автопроизводители, в том числе зарубежные. Но главное — мы получаем качественные комплектующие, которые поставляем на свои конвейеры.

А вообще понимать импортозамещение как замену всех комплектующих на отечественные в корне неправильно. Мир давно живёт в системе разделения труда и никакое масштабное производство не может опираться на ресурсы одной страны. Сама эта идея абсурдна.

Настоящее импортозамещение — это выпуск конечного продукта, который замещает импортные аналоги и имеет экспортный потенциал. Опирается оно на два критерия: где находятся конструкторские компетенции и где находится центр прибыли. Вот яркий пример: цельнометаллический фургон «Газель-Next», вышедший на рынок в прошлом году.

Никогда в России не производили фургоны и микроавтобусы с таким объёмом кузова, это на 100% был рынок иномарок. Мы сделали такую машину и не только успешно выдавливаем конкурентов из России, но и развиваем экспорт.

Другой пример — «Газон-Next». С его выпуском мы увеличили долю на рынке среднетоннажников с 56 до 73%. Реальное, работающее импортозамещение. При этом разработка новых моделей — целиком заслуга конструкторов нашего Объединённого инженерного центра.

Создавая эти машины, мы развиваем свои интеллектуальные и технологические компетенции, сами определяем состав конечного продукта и получаем возможности для роста и выхода в новые сегменты. Это куда важнее, чем пытаться заменить все подшипники на отечественные.

Интервью с президентом Группы ГАЗ Вадимом Сорокиным опубликовано на Авто Mail.Ru.